Досудебная претензия - что это?
Все виды юридических услуг - только у нас! Опыт 15лет!!! (812) 241-16-55 с 10 до 19

Физическим лицам

Юридическим лицам

Информация


29.06.2018
13.06.2018

Уже завтра, 14 июня, Госдума рассмотрит законопроект, который позволит потребителям товаров и услуг направлять жалобы в Роспотребнадзор через многофункциональные центры (МФЦ).

13.06.2018
13.06.2018
В статье расскажем, о чем нужно помнить, если вы решили стать банкротом.
14.04.2018

Предложение месяца!

При обращении за ведением дела в суде - взыскание денег БЕСПЛАТНО*.
*Взыскание денежных средств с юридических лиц БЕЗ обращения к судебным приставам.
Подробнее...

Калькулятор госпошлин 2019!

Подробнее...

Сделки с недвижимостью - только у нас!

Подробнее...

Правила выезда заграницу с ребенком!

Подробнее...

Оформление наследства - только у нас!

Подробнее...

Уменьшение кадастровой стоимости - только у нас!

Подробнее...

Проблемы с коммунальными службами? Вам к нам!

Подробнее...

Представительство в судах общей юрисдикции - уже сегодня!

Подробнее...

Услуги антиколлектора - только у нас!

Подробнее...

Роспотребнадзор - мы поможем с обращениями и жалобами!

Подробнее...

Представление интересов в органах государственной власти!

Подробнее...

Помощь при ДТП, наши АвтоЮристы в Санкт-Петербурге и Москве уже сегодня!

Подробнее...

Взыскание неустойки с Застройщика за просрочку исполнения обязательств - только у нас!

Подробнее...

Сопровождение исполнительного производства - только у нас!

Подробнее...

Представительство в Арбитражном суде - только у нас!

Подробнее...

Создание, реорганизация, ликвидация юридических лиц и ИП - только у нас!

Подробнее...

Договорная работа, составление документов - только у нас!

Подробнее...

Уменьшение кадастровой стоимости 2018 - только у нас!

Подробнее...

Досудебная претензия - что это?


Досудебные претензии – что это? С какого срока следует считать претензию полученной?

Досудебная претензия — это документ, который необходимо направить стороне, предоставившей услугу, для урегулирования возникшего спора. То есть в случае наличия несоответствия товара или предоставленной услуги тому, что было оговорено в договоре, необходимо направить соответствующую претензию (письмо-требование) предполагаемому нарушителю и предоставить ему определенный срок на устранение недостатков. Только в том случае, если на данную претензию не поступит ответа либо поступит не устраивающий Вас ответ и Ваши требования останутся без ответа, можно обращаться с исковыми требованиями в суд. Данный процесс и называется досудебным, претензионным порядком урегулирования спора.

Перечислим основные статьи действующего законодательства, регулирующие положения о претензии.

В соответствии со ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Правила пункта 1 настоящей статьи применяются, если иное не предусмотрено законом или условиями сделки либо не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон.

Кроме того, статьей 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень документов, которые необходимо приложить к исковому заявлению при обращении в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд. И в обоих случаях приложение документа, доказывающего соблюдение претензионного порядка, является обязательным условием.

Если документ, подтверждающий соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, не будет приложен к иску, оно оставляется судом без рассмотрения (статья 148 Арбитражного процессуального кодекса, статья 222 Гражданского процессуального кодекса).

Вместе с тем, не во всех случаях соблюдение досудебного порядка (претензионного) является обязательным.

Перечислим случаи обязательного досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора:

1)      в законе прямо сказано о том, что претензионный порядок является обязательным;

2)      стороны в договоре установили, что соблюдение претензионного порядка является обязательным.

В какой же срок необходимо направить претензию?

Обычно в законе или в договоре (в зависимости от того, где предусмотрен обязательный претензионный порядок) указывается, в какой срок с момента обнаружения нарушений должна быть направлена претензия. Однако, следует помнить, что претензия должна быть направлена в рамках срока исковой давности (по общему правилу — три года).

Что делать, если другая сторона уклоняется от получения претензии?

В соответствии с указанной выше статьей 165.1 Гражданского кодекса РФ досудебная претензия влечет юридические последствия с момента доставки соответствующего сообщения лицу или его представителю. При этом, сообщение считается доставленным и в тех случаях, когда оно поступило адресату, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

По данному поводу, Верховный Суд в своих разъяснениях указывает, что если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения, риск неполучения поступившей корреспонденции несет именно адресат.

Таким образом, направляя претензию, важно иметь доказательство того, что она была направлена. Нежелание противоположной стороны с ней ознакомиться значения не имеет. Поэтому главным и важным условием доказательства направления претензии – является отправление письма-требования заказным письмом с уведомлением, желательно с указанием описи вложения. В данном случае у Вас на руках останется квитанция, которая и будет являться доказательством соблюдения досудебного порядка урегулирования спора.

Если лицо получило претензию:

Вы получаете уведомление о вручении документа в руки получателя, которое является доказательством того, что получатель знал о предъявленных требованиях ему, но ничего не сделал для их выполнения. На бланке уведомления будет стоять личная подпись ответчика, дата вручения, а также штамп почтового отделения.

Если лицо не получило претензию:

 Почтовая корреспонденция будет возвращена обратно Вам, причем на конверте заказного письма будет пометка о том, что другая сторона уклоняется от получения претензии или по этому адресу не проживает или не зарегистрирована. Возвращенное письмо с отметкой будет являться доказательством досудебного порядка.

Немного о сроках ответа на претензию.

Срок ответа на претензию может устанавливать законом или договором.

Приведем примеры законодательного установления сроков на рассмотрение обращений.

Статьей 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Согласно ст.452 Гражданского кодекса РФ требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.

Согласно п. 2 ст. 797 Гражданского кодекса РФ срок ответа на претензию по договору о перевозке грузов составляет 30 дней и в случае неполучения ответа к перевозчику может быть предъявлен иск.

Установить срок, в течение которого лицо обязано ответить на претензию, возможно в договоре.

Однако, если в договоре или законе срок ответа на претензию не указан, можно руководствоваться положениями ст. 314 Гражданского кодекса РФ, из которой следует, что в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющие определить этот срок, а равно и в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования, обязательство должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не вытекает из обычаев либо существа обязательства.

В действующем законодательстве не говорится, следует ли исчислять данные сроки в календарных или рабочих днях, поэтому, если иное не указано в законе или договоре, срок исчисляют в календарных днях.

Таким образом, сроки ответа на претензию разнятся в зависимости от правоотношений сторон и характера требования. Соблюдение данных сроков является обязательным условием для обращения с иском в суд и доказательством надлежащего досудебного порядка урегулирования спора.

Срок направления претензии – это не просто формальность. Если данный срок не будет соблюден, суд может оставить иск без рассмотрения.

От какой даты следует исчислять установленный в законе или в договоре срок ответа на претензию?

Начало тридцатидневного срока начинается с момента направления претензии.

Приведем пример расчета срока направления претензии.

В договоре содержится условие, согласно которому все споры между сторонами до обращения в суд подлежат урегулированию путем направления претензии. При этом конкретных сроков ее направления не указано. Таким образом, руководствуемся общими сроками, отраженными в процессуальном законодательстве – 30 календарных дней. Претензию направили 01 января 2017 года, тогда отсчет срока начинаем со следующего дня, наступившего после даты направления претензии, то есть со 02 января 2017 года. Таким образом, обратиться в суд с иском можно будет – 02 февраля 2017 года.

В случае успешного вручения претензионного заказного письма ее автору следует подождать на реакцию получателя. Если другая сторона не пожелала разрешить проблему мирно, необходимо обращаться в суд.

ПОДОЖДИТЕ, НЕ ПЛАТИТЕ! - СПРОСИТЕ БЕСПЛАТНО!
Юридическая фирма КонкЮр - Заполните форму ниже и мы ответим вам БЫСТРО И БЕСПЛАТНО!
Ваше имя: *
Телефон: *
E-mail: *
Опишите Ваш вопрос / вашу проблему: *

Заказать юридические услуги в Санкт-Петербурге Заказать любой вид юридических услуг в Петербурге и Лен. области, Вы можете обратившись в наш юридический центр по телефонам:
 
8(812)-241-16-55
info@conqur.ru

Мы работаем пн-пт с 10 до 19
 
либо воспользоваться нашим круглосуточным сервисом

"Задать вопрос юристам он-лайн (бесплатно)"